G1-ATA (IDE) Подключение HDD к Dreamcast
обновлено июнь 2024г.
Содержание данной темы:
1) Описание
2) Сравнение
3) IDE Mod (1 вариант)
4) Питание HDD
5) Bios Mod
6) Region Changer
7) Краткий FAQ
____________________
1) Описание
1 Вариант Самый дешевый и простой, но нужно уметь паять. Вскрыть приставку и к материнской плате припаять шлейф к которому через дополнительный блок питания подключить HDD. У вас будет и привод GD-Rom и HDD. (IDE mod, Bios mod, Region Changer mod).
Можно использовать HDD 3.5 с дополнительным питанием, HDD 2.5 с питанием от Dreamcast использовать или CF карты памяти с питанием от Dreamcast.
2 Вариант Купить (или самому спаять) плату PCB от OzOnE. У вас будет и привод GD-Rom и HDD, Но консоль не закроется и пользоваться только без крышки.
3 Вариант Купить плату USB-GDROM Controller от MNEMO эмулятор привода Dreamcast. Будет только карта памяти через USB.
4 Вариант Купить плату GDemu от кнута эмулятор привода Dreamcast. Будет только SD. На данный момент 5.15b и 5.20 версии.
Есть оригинальный GDEMU, а есть много китайских подделок, которые стоят подешевле.
5 вариант Есть такой Terraonion MODE эмулятор оптических дисков и на Saturn и на Dreamcast. Обещают полную совместимость 100%.
SATA 2.5 совместим с exfat (работает как с жесткими дисками, так и с SSD-накопителями). microSD. USB для флэш-накопителей USB и жестких дисков с питанием от USB.
6 вариант китайский адаптер (не эмулятор привода) вместо GDRom подключается SATA / SSD, жесткий диск должен быть больше или равен 256Гб применим только к материнским платам VA0 и VA1.
7 вариант китайский адаптер (не эмулятор привода) вместо GDRom подключается IDE жесткий диск.
____________________
2) Сравнение
С GDEmu почти все просто, накидал на SD карту игр, подключил вместо привода его и играй. Совместимость можно сказать почти полная. С регионами и выбором игр это отдельная песня, но вроде все неудобства уже более менее сгладили пытливые пользователи. Но один жирный минус все же остался - это цена. По текущему курсу он стоит в районе 10000 рублей плюс доставка, китайские 7-8 тысяч, но особенно дорогая Terraonion MODE стоит 20000р примерно и плюс доставка.
При этом SD карты все же сильно ограничены в размерах, да и большой емкости флешки стоят не дешево, особенно хорошего качества, которые в общем то и нужны.
Почти тоже самое касается адаптера от MNEMO, его главное отличие только в том, что у него USB, а не SD, что удешевляет стоимость гигабайта. Есть еще нюансы с форматом образов и сменой диска у этого адаптера, но не сильно критичные. Цена несколько дешевле, но все равно порядок примерно тот же.
Плюсы:
1) Совместимость около 100%.
2) Никаких проблем с установкой в приставку, поставил вместо привода и все.
3) Высокая скорость загрузки у GDEmu и Terraonion MODE и нормальная у MNEMO.
Минусы:
1) Очень дорого особенно Terraonion MODE.
2) Не запускает игры других регионов без шаманства (GDEmu).
3) Дорогие большие объемы памяти (GDEmu).
4) Поддерживает только GDI и ISO (MNEMO).
5) Накладные расходы на сопряжение интерфейсов снижают скорость (MNEMO).
6) Dreamcast лишается привода GDRom это и у (MNEMO) и у (GDEmu) у (Terraonion MODE) и даже китайский адаптер (6 и 7 варианты).
Dreamshell тут сказано что с Dreamshell loader 0.7 совместимость 96%.
C недавней реализацией финальной версии Dreamshell 4 Release использует loader 0.8.0, то есть совместимость стала ещё лучше, около 100%.
Правда для загрузки без привода нужен BIOS mod и это конечно минус, но и это не проблема, если умеете паять.
Плюсы:
1) Это практически бесплатно.
2) Гигабайт места значительно дешевле, а то и бесплатно, ведь можно найти старые IDE HDD в принципе на халяву. Можно CF, SD и SATA зацепить через адаптер.
3) Никаких проблем с регионами и VGA форсингом (там где это вообще поддерживается).
4) Скорость загрузки игр равноценна GDEmu.
5) Есть шанс получить доп. функционал, который невозможно реализовать с помощью железных эмуляторов.
6) С платами вышеупомянутых товарищей (GDEmu, MNEMO, Terraonion MODE и даже китайский (6 вариант) адаптер Sata - GDRom), консоль кострируется, лишаясь родного привода, а ведь у многих коллекции штамповки и лицензии, люди и по сей день продолжают собирать. С DreamShell все как раз наоборот, при установке HDD, SD-Card, Bios Flash, консоль сохраняет все что было в ней изначально, плюс приобретает новые функции, и это только плюсы в железе, не говоря уже о функционале DreamShell.
Минусы:
1) Совместимость около 100%. практически все игры запускаются.
2) Нужно уметь держать паяльник в руках чтобы припаять пару десятков проводов.
3) Если нет привода - нужен BIOS mod (в принципе равен второму пункту).
4) если убрать привод и вместо его GDEMU и оставить IDE Mod то они работать не будут.
5) с некоторыми играми для запуска нужно шаманить с настройками.
____________________
3) IDE Mod (1 Вариант)
Информация взята с
http://www.dc-swat.ru/blog/hardware/874.html
Разновидности материнских плат:
VA0 - как VA1 но с другим охлаждением, для переделки подходит. Очень редкая.
VA1 - обычная материнская плата, самая распространенная, всё описание именно под эту версию.
VA2.1 - материнская плата с встроенной на неё же платой Gdrom. Очень редкая.
Это самый дешевый и простой способ подключить. Необходимо вскрыть сам Dreamcast достать плату привода GD-ROM, достать плату блока питания, снять металлическую пластину и добраться до материнской платы.
Распиновка шлейфа, активный кристалл 33.8688Mhz и индикация HDD (39 контакт IDE) показана на фото ниже.
Наличие привода ну или хотя бы платы привода желательно.
Если у вас отсутствует плата GD-ROM, вы обязательно должны использовать активный кристалл 33.8688Mhz.
Если нету активного кристалла и привода нет, то можно спаять на материнской плате снизу две точки (P096 и P154), тогда дримкаст запустится.
Если у вас материнская плата VA2.1, то ниже показано, куда припаивать контакты IDE с обоих сторон платы.
А если у вас отпали часть пятачков и никак не припаяться, есть вариант припаяться к плате GD-Rom.
Фото трех видов плат. Левая европейская, средняя японская а правая видимо американская.
А вот и схема распайки двух видов плат.
Европейская слева и японская справа.
Если боитесь что то на путать, но умеите паять?
Можно заказать вот такую плату от Dragoncity (европейская только) и припаять к плате привода, затем шлейфом подключаем hdd.
Или к материнской плате припаять вот такую платку GAMETRACKS с гнездом IDE (переходник в комплекте для SATA).
Мы выбираем самый дешевый вариант и для начала берем любой старый IDE CD привод от компьютера (можно и сам IDE HDD если есть не рабочий), разбираем и достаем плату на которой есть гнезда IDE и отпиливаем болгаркой само гнездо с кусочком платы. Я болгаркой ещё и часть дорожек срезал.
Нужно 7 проводков спаять вместе (GND) под номерами 2,19,22,24,26,30,40 и одним проводом в Dreamcast. Кстати на моём кусочке платы эти контакты уже распаяны.
Провода под номерами 20 вообще отсутствует в гнезде, а 28,32,34 вообще не припаиваем, а 39 можно не паять а можно через светодиод сделать индикатор загрузки. (Вывод 1 не является обязательным,поскольку в некоторых случаях он блокирует адаптеры IDE / SATA, даже в модах по подключению HDD к PS2, об этом подробнее описано в кратком FAQ)
Выпиливаем кусок в железной нижней пластине и в корпусе выпиливаю место под гнездо для шлейфа.
И припаиваем эти провода к материнской плате дримкаста, крепим изолентой что бы не оторвались случайно (можно и термоклеем) и вставляем в корпус.
C начала надо отформатировать HDD программой Acronis Disk Director в систему FAT32 и размер кластера 64 и сделать основной активный в этой же программе, проверить что бы был в формате MBR, а не GPT, Затем на HDD скопировать папку DS и образы игр.
HDD должен быть в режиме Slave (в моём случае это без перемычки),так как оригинальный привод Master.
Берем шлейф и подключаем к Dreamcast.
____________________
4) Питание HDD
Если использовать питание HDD для 2.5, CF, SD хватит родного блока питания.
Если использовать без GDRom питание HDD для 2.5, CF, SD необходимо заменить родной блок питания т.к. он будет греться без использования +12в
(или в родном блоке питания убрать обвязку транзистора на выходе +12в).
Если использовать питание HDD для 3.5, Sata необходим более мощный блок питания или дополнительный для HDD.
Если использовать без GDRom питание HDD для 3.5, Sata подойдет родной блок питания.
Такие китайские блоки питания не желательно использовать, так как в них очень плохая фильтрация по питанию реализована.
Можно готовый блок питания от Dragoncity или Dream PSU с увеличенной мощностью приобрести.
Можно и от старого компьютера взять блок питания, что бы запустить его соединяем чёрный и зелёный контакты.
Питание я брал прямо из дримкаста, для IDE 3.5 это только для проверки (желтый 12в, красный 5в и синий это GND).
настоятельно не рекомендую, так как при длительной игре может выйти из строя, по этому требуется дополнительный блок питания.
Cмотрится это вот так в собранном виде и показан компьютерный блок питания подключен.
____________________
5) Bios Mod
bios на Dreamcast прошивали и меняли с незапамятных времен, выпаивали прошивали его на программаторе и припаивали обратно или паяли готовые dc bios mod.
Можно заказать готовый от Dragoncity (плата и микросхема) или плату GAMETRACKS.
А можно самому спаять.
Информация взята с
http://www.dc-swat.ru/blog/hardware/16.html
Этот мод уникален тем, что для прошивки консоли не нужен программатор, Dreamcast прошивает сам себя. И есть возможность загружаться и с родного биоса и с прошитого.
Bios IGR. Биос с функцией выхода из игры (A, B, X, Y & START одновременно) и при повторном нажатии с перезагрузкой биоса уже включен в новой версии Dreamshell 4.0 Release.
Снова разбираем Dreamcast, до материнской платы, саму материнскую плату вынимать не обязательно.
Наличие оригинального биоса обязательно, ни в коем случае не отпаивайте его.
У родного bios (микросхема SEGA MRP-XXXXX) отпаиваем 12 ножку, поднимаем её вверх и пока не трогаем.
Берем MX29LV160TMC-90 в корпусе SOP44.
и поднимаем у неё ноги под номером 1-12-44, кладём её на родной bios и оставшиеся ножки припаиваем нога в ногу к оригинальному bios консоли.
Далее смотрим по схеме:
паяем два резистора + оставшиеся провода и устанавливаем переключатель.
Вывод 1 соединяется с выводом 23 обоих микросхем и уходит на резисторы, а 44 вывод припаянной микросхемы припаиваем к маленькому контакту идущему от 9 ножки соседней микросхемы.
Вот фото материнской платы с биос модом (ещё Region Changer сделан с обратной стороны).
Я припаянную микросхему прикрываю сверху изолентой, что бы случайно ничего не коротнуло. Материнскую плату закрываем и выводим проводки под переключатель. Собираем дримкаст, включаем и проверяем.
Если спаяли все правильно загружаем с диска Dreamshell и запускаем первое приложение bios flasher, и смотрим на название биоса mpr xxxxx.
(Очень внимательно просматривайте контакты, которые спаяны между обоими микросхемами, так как даже у меня выскакивали различные ошибки, приходилось по несколько раз одни и те же провода пропаивать).
Переключателем переключаем родной биос на наш припаянный (микросхему MX29LV160TMC-90).
и выбираем detect если правильно спаяли, то появится название микросхемы MX29LV160T, если нет снова пропаивайте и проверяйте.
и запускаем WRITE, сначала идет стирание (erasing) затем запись (writing) и если всё ок, то появится надпись что все прошилось успешно (writing successful) нажимаем DONE и перезагружаемся.
____________________
6) Region Changer Mod
Информация взята от сюда
http://www.dc-swat.ru/blog/hardware/1082.html
Данные манипуляции позволят изменить не только региональную принадлежность консоли (America, Japan и Europe), но и формат выдаваемого видео сигнала (NTSC или PAL50).
Для этого нужно сделать небольшие аппаратные изменения (паяльником) для разблокировании защищенных от записи ячеек памяти флэш чипа, а именно на вывод Reset флэш чипа (MBM29LV002) нужно подать +12 Вольт и программой Region Changer меняем значения в factory блоке flashrom.
Вам потребуется разобрать Dreamcast и на обратной стороне основной платы найти резистор R512 и припаять прямо к резистору как указано (отмечено красным кружком) подключить +12Вольт, можно подать напрямую с вывода блока питания.
R512-pal-e[ver-e] ______
R512-pal-e[ver-f]
Далее собираем dreamcast и запускайте приложение Region Changer в DreamShell и переходите на страницу «Change Region».
Изменяя параметры Country, Broadcast и Language, задаются три основных (стандартных) режима работы Dreamcast.
1. Режим Sega Dreamcast America (USA), видеосигнал NTSC.
Country — USA Broadcast — NTSC Language — English
2. Режим Sega Dreamcast Japan, видеосигнал NTSC.
Country — Japan Broadcast — NTSC Language — Japan
3. Режим Sega Dreamcast Europe, видеосигнал PAL 50 Гц.
Country — Europe Broadcast — PAL Language — English
К примеру, у вас Sega Dreamcast PAL, и вы желаете сделать из неё Sega Dreamcast USA NTSC.
Для этого, установите галочки возле параметров:
Country — USA Broadcast — NTSC Language — English
Далее, нажимая на кнопку Write происходит запись во флэш память. Перезагрузите консоль (кнопка — Reboot).
В итоге Dreamcast станет практически полноценной USA NTSC консолью:
— видео сигнал NTSC
— читает GD-ROM USA license
____________________
7) Краткий FAQ
список совместимости GDI оригиналов игр.
http://www.dc-swat.ru/forum/thread-3972.html - список конверсии русской пиратки в GDI-Opt формате, и есть список совместимости от DragonCity.
http://www.dc-swat.ru/forum/thread-2145.html - список совместимости игр под Dreamshell 4.0 RC 4, правда последнее обновление было 10.11.2018.
Какие образы поддерживаются?
Практически любые образы поддерживаются (ISO/CSO/CDI/GDI). Но рекомендовано использовать оптимизированные GDI или ISO, чтобы можно было насладиться true async DMA, для этого нужны чистые сектора с данными (размером 2048).
VGA нету у PAL версии, скачивать нужно USA.
Оптимизация образа в ISO Make Pack.
Необходимо взять GDI образ.
К примеру это игра Scies of Arcadia , скопировать его в директорию ISO Make Pack в корень папки iso_make.
закинуть в неё ip.bin (можно взять в этой директории в папке SYS), track01.iso , track02.raw , track03.iso, disk.gdi (для удобства можно переименовать в scies_of_arcadia.gdi).
Изменение игровых данных любой игры.
Если необходимо к примеру сделать перевод игры, или переделать уже готовую русскую версию игры, то необходимо извлечь все файлы из образа в том числе и IP.bin в папку Data папки iso_make.
Затем запустить сначала hack_lba.bat.
а затем create_iso.bat и дождаться изготовления образа isoldr.iso.
Затем можно его переименовать в название вашей игры без пробелов и закинуть на HDD.
Запускаете DreamShell на самой приставке и выбираите созданный образ.
ПРИМЕР мы переделали игру scies_of_arcadia Запускаем приставку и ISO Loader на дримкасте и открываем IDE->scies_of_arcadia->scies_of_arcadia.gdi.
Обязательно ли прошивать bios Dreamcast?
Совсем не обязательно, можно делать первоначальную загрузку с диска, если есть рабочий привод.
Привод может работать одновременно с IDE устройствами.
Если GD-Rom привод не работает?
Если плохо работает лазер или мотор или драйвер двигателя или все вместе, в общем что угодно кроме мозгов GDROM'a, то только один шанс, это сделать BIOS mod и без привода сразу запускать Dreamshell из Hdd.
А если привод вообще не читает диски то только взять к примеру у соседа приставку если есть и достать его привод и в свою приставку вставить, (заранее уже все спаяно в ней) и прошить биос и вернуть привод на место соседу.
Можно выписать отдельно привод, на авито если хорошо поискать, то за 2000р можно приобрести рабочий привод.
1) сделать IDE мод.
Если IDE 3.5 или SATA, то необходим внешний блок питания,
если IDE 2.5, CF или SD карты, можно запитать от встроенного блока питания самого Dreamcast.
2) сделать bios мод, помимо функции IGR в нём делались ещё правки для ускорения загрузки консоли.
3) сделать region changer мод.
4) вставить PSU мод или другое питание использовать.
Можно убрать привод вообще из Dreamcast?
Да, если сделать IDE Mod, сделать Bios mod, припаять кварц или на материнской плате спаять две точки (P096 и P154).
Retro Dream это что за программа?
Retro Dream это Dreamshell без программ с переделанным меню от Dragoncity и оставлен только запуск игр.
Меню может и удобнее, но куча загрузчиков и не удобно становится запускать, по мне таки оригинальный Dreamshell лучше.
Вместо HDD можно подключить CD-ROM?
даже и не пытайтесь подключать CD ROM от ПК работать не будет: во первых, оригинальный биос не поддерживает ничего, кроме родного GD-ROM.
во вторых, DreamShell не поддерживает оптические привода, так как у них ATAPI интерфейс, а поддерживается только ATA в данный момент.
Вместо HDD можно подключить SD?
Первые SD подключались к гнезду SERIAL приставки и паялись по схеме ниже.
Но у порта SERIAL скорость очень низкая, игры могут загрузится а могут и не загрузится, но чаще тормозят, видео заставки ещё больше тормозят.
Сейчас же можно сделать гнездо IDE 3.5 а к нему через переходник на 2.5 хоть CF карты хоть SD карты подключай.
О выборе жесткого диска HDD
если сравнивать со скоростью привода то всё будет работать быстрее GDRom:
CF карты самые быстрые, быстрей чем IDE. IDE загрузка будет быстрей чем с SATA. SATA быстрей чем Gdrom.
Правда ещё не проверена скорость через адаптер IDE - m2 ssd, по идее должны работать быстрее CF.
Сам жесткий диск Sata быстрее чем IDE, но в нашем случае подключен к IDE , то есть используется максимальная скорость IDE и ещё дополнительно теряется скорость на адаптере с IDE в Sata, вот и получается что IDE быстрее чем Sata.
Сделав один IDE Mod и используя различные адаптеры к Dreamcast можно подключить:
IDE 3.5, IDE 2.5, Sata, CF, SD и usb носители информации.
Всё упирается в качестве этих адаптеров и не каждый адаптер подходит.
Старые версии Dreamshell можно было подключить через такой адаптер ниже, но не будет поддерживаться загрузчиком 0.7.0 и выше, потому что этот адаптер не поддерживает LBA48
Более того, не на всех Dreamcast могут работать SATA адаптеры.
Если работает не стабильно, определяется через раз, часто зависает при работе необходимо адаптер немного модифицировать:
1 вариант - между массой (минусом) и 1 контактом IDE нужно впаять конденсатор на 470 pf.
2 вариант - 1 контакт IDE вообще отключить (на фото ниже вообще выкушен).
3 вариант - корпус кварца на землю припаять, сделать перемычку и вернуть обратно reset. Можно попробовать комбинировать варианты.
китайцы сэкономили на паре кондеров т.к. обе ноги кварца сажаются на землю обычно это 14-22 pf.
Я подозреваю что если взять sata жесткий диск 256 и более Гб, то такой проблемы не будет. В описании этой темы, 6 вариант китайский адаптер, указано что 256Гб и выше необходимо использовать.
Dreamshell более ранних версий (4.0 RC1 ~ RC4) поддерживали жесткие диски с LBA28.
В последней версии Dreamshell 4.0 Release сама операционка может загрузится, но если не поддерживается носитель, то у вас любая игра, (даже которая 100% работала на старых версиях Dreamshell) , просто зависнет вот на этом меню.
Для работы низкоуровневого загрузчика, носитель должен поддерживать LBA48 адресацию. Не любой ide hdd, или compact flash карта может поддерживать такую адресацию. Независимо от объёма носителя, посмотреть поддержку можно или в мануале на носитель (для compact flash это означает поддержку спецификаций cf v5.0 и выше), или в программах crystal disk info старых 5.х.х версий, или в ssd-z. В логах загрузки линукс посмотреть можно тоже. В гугле наконец . Или просто использовать hdd объёмом от 160Гб и выше.
А так же не любая compact flash карта (и все из опробованных ide-sata конвертеров) поддерживает полностью все команды ata протокола. Проверяется только запуском игр использующих эти команды.
Единственный 100% рабочий вариант это IDE HDD LBA48, все остальное требует подбора.
количество фото ограничено 100шт, по этому ещё не везде фото добавлено.
Ну и хочу выразить огромную благодарность, всем кто принял участие в разработке и программировании под Dreamcast.
Без ностальгии по дримкасту и энтузиазма ничего этого не было.